Эффективное управление
мебельной фабрикой.
Оптимизация процессов. Внедрение ERP

Материальное обеспечение

Управление материальным обеспечением

Задача управления материальным обеспечением (в более узком смысле - снабжение) актуальна для любого производителя и состоит в бесперебойном удовлетворении потребностей компании в материальных ресурсах.

При этом, с одной стороны, необходимо стремиться к минимизации уровня запасов на складах и исключению "неликвидов", с другой - обеспечить минимальную стоимость закупаемых материалов. Последнее требует укрупнения партий с целью получения более выгодной цены и минимизации транспортных и прочих расходов.

Эффективная система управления материальным обеспечением может быть построена путем внедрения соответствующего программного обеспечения и современных методик. Это позволит сократить как прямые затраты, так и косвенные издержки, связанные с несвоевременным или неполным обеспечением.

Концепция

Задача управления материальным обеспечением может быть схематично изображена следующим образом:

Принятые заказы покупателей и заказы на производство (план производства) формируют "текущую" потребность в покупных товарах и материалах, соответственно. Удовлетворение этой потребности является основополагающей задачей снабжения. Для компаний, выполняющих индивидуальные проекты из самых разных материалов такая стратегия является основной и достаточной.

Полностью противоположный подход предполагает закупку материалов, исходя из прогнозного спроса на них. Последний, в свою очередь, вытекает из статистики расхода и её тренда. Материалы закупаются "на склад", а уровень запасов определяется их оборачиваемостью и сроками поставок. Такая стратегия может применяться для компаний, производящих продукцию серийно, когда номенклатура материалов фиксирована.

В большинстве же случаев наиболее эффективна совмещенная методология управления материальным обеспечением, когда решение об объемах и сроках закупки принимаются как с учетом текущей, так и с учетом прогнозной потребности. При этом анализируется уровень имеющихся на складах запасов.

Учитывая обе эти составляющие, можно организовать оптимальное, бесперебойное материальное обеспечение. Так, текущая потребность в той или иной позиции может быть низкая, но статистика покажет "ликвидность" этой позиции и необходимость закупки бОльшей, а значит, более выгодной по цене партии. И наоборот, объем закупки, рассчитанный на основании статистики немедленно должен быть увеличен в случае возникновения повышенного текущего спроса.

Обеспечение "на склад" и "под заказ"

Возможны различные подходы к детализации управления материальным обеспечением.

Материалы могут закупаться "сводно" под суммарную потребность, что рекомендуется в случае стратегии закупки под прогнозный спрос и поддержания уровня запасов. Материалы на складах являются "общими" и могут использоваться для исполнения различных заказов.

При производстве индивидуальных изделий основным вариантом может быть закупка "под заказ". В этом случае материалы закупаются под конкретные заказы и по факту поступления автоматически резервируются в информационной системе под соответствующие заказы.

Часто применяются совмещенные схемы, когда наиболее важные, "ключевые" материалы закупаются под конкретные заказы, а основная масса "типовых" , постоянно используемых материалов закупается "сводно", более крупными партиями. По ним, как правило, поддерживается определенный уровень запасов.

"Заказные" материалы

В некоторых случаях компания может иметь дело с т.н.  "заказными" материалами. Такие материалы не только закупаются под конкретный заказ, но также  обладают определенным, возможно, уникальным набором характеристик. Как правило, таковыми являются полуфабрикаты заказных изделий, которые компания заказывает у стороннего производителя (например, стекла для кухонных шкафов или зеркала для шкафов-купе, имеющие уникальные размеры и сложную декоративную обработку).

Заказы поставщикам

При наличии большой номенклатуры материалов одной из важных задач является создание и дальнейшее управление заказами поставщикам. Использование  соответствующих программных инструментов позволяет не только определять оптимальное закупаемое количество, но и автоматически формировать заявки поставщикам.

По факту подтверждения заявки (возможно, частичного) - заказ поставщику в информационной системе соответствующим образом корректируется, фиксируются сроки поставки. С этого момента все заинтересованные лица могут получать информацию об ожидаемой поставке, а сам заказ может отслеживаться на предмет его своевременного исполнения. В некоторых случаях необходима организация доставки.

Обеспечение стандартными ПФ

Управление обеспечением некоторыми стандартными полуфабрикатами собственного производства может выполняться  с использованием того же инструментария и методик, что и обеспечение закупаемыми материалами. К таким полуфабрикатам могут относиться комплекты крепежа, комплекты фурнитуры, упаковка и т.п.

Особенности внедрения

Внедрение эффективной системы управления материальным обеспечением при наличии широкой номенклатуры требует соответствующего программного обеспечения. Тесная интеграция этого блока с блоками продаж, производства, логистики предполагает решение этой задачи в рамках комплексной ERP-системы.

В ходе проекта выбирается оптимальная для данной компании стратегия управления снабжением; при необходимости, выполняется "кастомизация" методик и инструментов под специфику компании.

PartnerSoft © 2017

Информация и цены, представленные на сайте, не являются публичной офертой
Политика в отношении обработки персональных данных